Практикум

Ошибки в расчетах, искажающие показатель оборачиваемости дебиторки

Теория: динамика оборачиваемости дебиторской задолженности позволяет оценить изменение потребности компании в финансировании оборотных активов и оперативно регулировать политику отсрочек для клиентов. Однако есть проблема корректности оценки этого показателя, а значит, существует риск принятия ошибочных решений.

Практика: автор материала, скорректировав традиционную методику, сумел существенно повысить точность расчета оборачиваемости дебиторки, что позволяет эффективно использовать его при планировании поступления денежных средств.

Как правило, при расчете оборачиваемости дебиторской задолженности используют стандартную формулу, описанную в большинстве учебников по финансовому анализу:

ОДЗ = ((ДЗн : 2 + ДЗк : 2) : В) × КД,

где ОДЗ – период оборота дебиторской задолженности в днях; ДЗн и ДЗк – ее размер соответственно на начало и конец периода в рублях; В – выручка в рублях.; КД – количество дней в периоде.

Формула имеет недостатки, к тому же на практике финансисты делают ошибки при ее применении. Самая распространенная – использование в ней показателя «чистая выручка» из отчета о прибылях и убытках, то есть выручки за вычетом косвенных налогов (НДС и акцизов). Возникает проблема несопоставимости показателей, поскольку дебиторка содержит в себе косвенные налоги. Тогда рассчитанный период оборота выглядит хуже, чем на самом деле, особенно если компания – плательщик акцизов.

Но даже при подстановке в качестве выручки правильного значения данный показатель может значительно искажаться. Дело в том, что выручка от реализации продукции, как правило, определяется «по отгрузке», а уменьшение дебиторской задолженности происходит в момент поступления денежных средств. Отгрузка продукции влечет рост дебиторки и одновременно улучшает оборачиваемость, являясь знаменателем формулы. При этом реального сокращения периода оборота может не происходить, поскольку плата за отгруженную продукцию не поступает. Проблема характерна для компаний, агрессивно наращивающих объемы продаж за счет увеличения клиентам отсрочек платежа. Рассмотрим пример такого «перекоса».

В течение трех месяцев (январь–март) компания наращивает продажи, при этом поступление денег за отгруженную продукцию каждый месяц снижается (см. табл.) и дебиторка нарастает лавинообразно. В строке 4 рассчитан период оборота по указанной выше формуле. Несмотря на снижение объема платежей за отгруженную продукцию при одновременном росте отгрузок, ситуация представляется в позитивном ключе. Так, в марте значение составило 23 дня, то есть теоретически дебиторская задолженность, сформировавшаяся в марте, будет погашена в указанные сроки. В реальности же на конец марта она значительно превышает объем поступления средств, и если тенденция сохранится, для погашения потребуется более двух месяцев (при условии равномерности отгрузок в течение марта). То есть показатель, рассчитанный на основе выручки «по отгрузке», в данном случае не дает объективной информации. Даже когда покупатели вовсе перестанут платить за продукцию, этот показатель может выглядеть приемлемым, пока компания не прекратит отгрузку. В этом и состоит ключевой недостаток традиционного подхода.

таблица. Сравнение показателей оборачиваемости дебиторской задолженности
 
 
На конец
года
январь
февраль
март
1
Дебиторская задолженность
на конец периода, тыс. руб.
1100
900
1050
2650
2
Выручка от продаж («по отгрузке»), тыс. руб.
 
900
1100
2500
3
Поступление денежных средств
за отгруженную продукцию, тыс. руб.
 
1100
950
900
4
Период оборота дебиторки, дней
(с использованием выручки «по отгрузке»)
 
34
25
23
5
Период оборота дебиторки, дней
(поступление средств за отгруженную продукцию)
 
28
29
64

Период оборота должен показывать, за какое время отгруженная продукция будет полностью оплачена. Однако его расчет вышеописанным способом скорее отражает соотношение между дебиторкой и стоимостью отгруженной продукции. И достаточно точным этот показатель становится лишь при равномерности отгрузок и платежей в течение длительного времени.

Неточностей можно избежать, если рассчитывать период оборота, подставляя в формулу вместо выручки «по отгрузке» объем поступивших денежных средств за поставленную продукцию. Тогда финансовый директор может точнее спрогнозировать денежный поток и дебиторскую задолженность на предстоящие периоды, даже с учетом сезонных колебаний. А значит, компания сможет корректно оценить свою потребность в кредитах либо возможность их погашения, рассчитать расходы на заемное финансирование и повысить качество планирования.

Результаты расчетов с использованием показателя «Поступление средств за отгруженную продукцию» показаны в строке 5 таблицы. Если сравнить их с данными строки 4, то различия очевидны. В большинстве случаев период оборота дебиторской задолженности, рассчитанный «по поступлению денежных средств», дает значительно более точные результаты. При этом стоит отметить, что использование данной методики будет особенно полезным для компаний, спрос на продукцию которых подвержен существенным сезонным колебаниям, а также организациям, агрессивно наращивающим объемы продаж. Кроме того, она позволяет более точно анализировать эффективность работы с дебиторской задолженностью в разрезе отдельных клиентов, каналов или рынков сбыта.